Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

швиттерс курт

Энциклопедический словарь

ШВИТТЕРС Курт - ШВИ́ТТЕРС (Schwitters) Курт (1887-1948), немецкий художник и писатель. Работал в Германии, с 1937 - в Великобритании. Примыкал к дадаизму (см. ДАДАИЗМ). Подчеркивая абсурдность природы современного мира, широко использовал технику коллажа (см. КОЛЛАЖ) и ассамбляжа (см. АССАМБЛЯЖ), обозначив свое творчество как особый стиль «мерц» (слог, случайно выхваченный из вывески Кommerzbank, коммерческий банк), итогом чего стало «Мерц-здание», в которое Швиттерс превратил свой собственный дом в Ганновере, снося туда различные фрагменты городской цивилизации: вывески, строительные отбросы и т. д. Один из наиболее самобытных предшественников поп-арта (см. ПОП-АРТ) и «нового реализма» (см. НОВЫЙ РЕАЛИЗМ), выступал также как новатор типографского дизайна, выражая свои художественные идеи в стихах и прозе.

Энциклопедия Кольера

ШВИТТЕРС Курт (Schwitters, Kurt)

(1887-1948), немецкий художник, работавший преимущественно в технике коллажа и ассамблажа и оказавший значительное влияние на развитие современного искусства. Обычно коллаж создается из наклеенных на поверхность картины кусочков бумаги (этикеток от бутылок, обрывков газет, театральных билетов, марок). В некоторых из своих коллажей Швиттерс пошел дальше, употребляя кроме бумаги другие предметы - проволоку, ткань, стружку, пуговицы и прочие отходы индустриальной цивилизации, которые он аранжировал в сложные, но цельные композиции. Акцент, сделанный Швиттерсом на "мусорной", "помоечной" основе этих ассамблажей, оказал сильное влияние на течения современного искусства, использующие в качестве художественного материала обыденные предметы. В этой традиции искусство рассматривается не как целенаправленное создание нового объекта, который был бы "выше" будничного мира или контрастировал с ним; произведение искусства должно быть плоть от плоти этого мира, заключать в себе его частицу. Поэтому и скульптура из "хлама" (джанк-скульптура), и поп-арт, и ассамблаж, и разнообразные конструкции и артефакты, и энвайронмент - все эти направления в какой-то мере обязаны своим существованием Швиттерсу. Такие художники, как Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, - его непосредственные преемники. Курт Швиттерс родился 20 июня 1887 в Ганновере, в 1909-1914 учился в дрезденской Академии художеств. Во время Первой мировой войны служил в немецкой армии. Затем вернулся в Ганновер и вскоре начал эксперименты в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность произведения обертки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски. В один из своих коллажей Швиттерс включил заглавные буквы MERZ, вырезанные из рекламного плаката. Позже он часто использовал вырезанные буквы, слова и предложения. Коллажи Швитттерса предвосхищают, таким образом, сопоставление слова и образа в искусстве 1960-х годов. Позднее он стал называть все свои конструкции, сделанные из отбросов, этим ничего не значащим словом MERZ, которым он назвал также журнал, издававшийся в 1923-1932. Главные цели журнала состояли в том, чтобы представить теории и критику новых художественных направлений - дадаизма и конструктивизма. Этим же словом Швиттерс называл свои стихи, которые он начал писать в 1917, и даже себя самого.

КУРТ ШВИТТЕРС. КАРТИНА СО СВЕТЛЫМ ЦЕНТРОМ. Коллаж.

КУРТ ШВИТТЕРС. КАРТИНА СО СВЕТЛЫМ ЦЕНТРОМ. Коллаж.

В конце 1910-х годов художник создавал большие рельефы, составленные из колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки. Эти ассамблажи, в отличие от более камерных коллажей, выглядели как монументальные произведения. В 1920-х и 1930-х годах он расширил сферу приложения творческих сил, создавая целые колонны, представлявшие собой нагромождения разнообразных предметов и материалов, которые он называл merzbau. Впоследствии он применил концепцию merzbau при создании огромного ассамблажа из предметов, который занял большую часть трехэтажного дома. Merzbau было предшественником энвайронмента 1960-х годов, который специализируется на создании огромных громоздких конструкций. К сожалению, первое merzbau Швиттерса, находившееся в Ганновере, погибло при бомбардировке во время Второй мировой войны. Когда нацисты пришли к власти, художник уехал в Норвегию, где начал конструировать второе merzbau, но после оккупации немцами Норвегии был вынужден покинуть страну и эмигрировать в Англию.

Умер Швиттерс в Эмблсайде 8 января 1948.

Полезные сервисы